комплексная программа воспитания,
образования и развития дошкольников
«Радуга» – комплексная программа
воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают
детские сады России. Программа рекомендована Министерством образования и науки
Российской Федерации и обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Её
важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование
привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для
каждого ребёнка. Платные образовательные услуги учреждение не оказывает.
Основные цели программы:
–
обеспечение ребёнку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные
годы;
–
обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и
психического);
–
всестороннее и своевременное психическое развитие;
–
формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
–
приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству,
морали).
Содержание
программы соответствует, как и в настоящей радуге, семи различным видам детской
деятельности:
•
красный цвет – физическая культура: на занятиях формируются привычки к
охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку,
культурно-гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений;
вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью, и предупреждения их;
• оранжевый
цвет – игра: игра считается ведущей деятельностью ребенка, она
позволяет обеспечить ему психологический комфорт, создать атмосферу
эмоционального тепла, защищенности, снять излишнюю заорганизованность и
невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к
партнёру по игре;
• жёлтый
цвет – изобразительная деятельность и ручной труд. Обучение
изобразительной деятельности и художественному труду происходит через
знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства
(произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать
карандашами и красками, обучают лепке на основе знакомства с
народной пластикой;
• зелёный
цвет – конструирование: даёт возможность развить воображение, фантазию
и умственно воспитать малыша; дети учатся работать со строительными
материалами, развивают конструктивные способности, приобщаются к процессу творчества
в конструировании;
• голубой
цвет – занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют
развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивают
музыкально-сенсорные способности ребёнка, способность двигаться в такт,
пространственную координацию;
• синий
цвет – занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Обучение
родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями
народного творчества, художественной литературой;
• фиолетовый
цвет – математика. Обучение математике происходит в атмосфере
доброжелательности, поддержки ребёнка; даже если он совершил ошибку, поощряется
стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но
осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков,
оценивают результаты.
Авторам
комплексной программы воспитания, образования и развития детей дошкольного
возраста «Радуга» (авторский коллектив лаборатории Института общего образования
под руководством профессора Т. Н. Дороновой) удалось создать педагогическую
систему, которая позволяет воспитателю чувствовать себя свободным и творческим
человеком и настраивает на внимательное отношение к каждому растущему малышу. В
«Радуге» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического
комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими
периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно
ориентированного воспитания и развития детей.
Программа,
ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает
наполнение работы определённым содержанием с учетом региональных особенностей.
В
первую очередь это касается физического развития и здоровья дошкольников, а
также их приобщения к национальной культуре.
Работа
педагога складывается из трёх равно необходимых компонентов:
–
реализации поставленных в программе общих задач психического развития;
–
реализации регионального компонента воспитания и образования;
–
реализации целей конкретного образовательного учреждения и интересов каждого
ребёнка группы и его родителей.
Процесс
работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах, в зависимости
от
возраста детей. Рекомендации для воспитателей содержат методики, преследующие
такие цели, как:
–
сформировать у детей математические представления, в том числе через такие
понятия, как размер, цвет, количество;
–
развить у детей навыки активной разговорной речи, обогатить их словарный запас
и сформировать культуру речи;
–
ознакомить детей с назначением и функциями предметов, показать связи между
предметами и природными феноменами, дать представление о различных знаках и
символах;
–
вызвать у детей интерес к искусству, развить способность видеть, любить и
понимать изобразительное искусство.
Методики
проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что
программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемом
педагогом
в
зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В
программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у
детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога – обеспечивать соблюдение
прав каждого ребёнка всеми другими детьми и взрослыми.
Все
вышесказанное позволило программе «Радуга» получить широкое распространение в
дошкольных учреждениях, её по достоинству оценили как родители, так и
воспитатели.
Проходит
время, но главные ценности, заложенные в этой программе, остаются актуальными:
воспитание здоровых и радостных детей, любознательных, самостоятельных и
открытых для общения со взрослыми и сверстниками.
Программа
«Радуга» разработана коллективом авторов под руководством Т. Н. Дороновой;
рассчитана на работу с детьми 2–7 лет; содержит перечень программных задач в
соединении с
методическими рекомендациями по их реализации и организации жизни детей.
Данная
программа выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового
образа жизни и полноценного физического и психического развития детей. В
определении целей психического развития программа основывается на концепциях А.
Н. Леонтьева и М. И. Ли-синой, задавая следующие направления: развитие
целенаправленной деятельности, развитие сознания, развитие личности ребёнка; по
этим направлениям развития для каждой возрастной группы выделяются приоритетные
задачи. «Радуга» задаёт последовательность развивающих задач и рекомендует их
реализацию на занятиях по традиционным видам деятельности (изобразительная
деятельность, конструирование, математика, развитие речи и др.). Своеобразие
программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям
стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами – введением воспитателем
игровых персонажей и сюжетных содержаний, проходящих почти через все занятия.
Программой предписываются некоторые вполне традиционные развлекательные
мероприятия, организующие детей вне занятий («Утро радостных встреч», «Сладкий
вечер», «Новоселье» и др.). Хочется напомнить слова Т. Дороновой, сказанные с
любовью и уважением к педагогам:
«…Вы
должны увидеть главное: «Радуга» – комплексная программа, которая первой
рекомендована Министерством образования для массового внедрения и соответствует
государственному стандарту дошкольного образования. «Радуга» обеспечивает
сохранение здоровья детей, своевременное и полноценное психическое развитие,
эмоциональное благополучие и качественную подготовку к обучению в школе.
«Радуга» не требует дополнительных материальных затрат на переподготовку
педагогов. Серьёзная, вдумчивая работа педагогического коллектива по
самообразованию, личностно ориентированное общение с ребёнком делают её
доступной для всех, кто хотел бы работать по-новому…»*1
Важнейшим
условием работы по программе «Радуга» является умение педагога содействовать
становлению ребёнка как личности. Это предполагает:
–
обеспечение детям чувства защищённости, уважение к свободе и достоинству
каждого ребёнка;
–
формирование у детей уверенности в себе и своих возможностях, развитие
самостоятельности, активности и инициативности;
–
развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками;
–
формирование познавательного, созидательного и бережного отношения к миру.
Эффективность
этой работы во многом зависит от способности методиста детского сада творчески
подойти к организации и формам работы со своим коллективом, чётко и рационально
спланировать деятельность педагогов, помочь им преодолеть трудности, связанные
с разработкой планирования занятий и организацией свободной самостоятельной
деятельности детей.
Цель
пособия – помочь специалистам дошкольных учреждений в организации и проведении
воспитательно-образовательного процесса с детьми 4–5 лет с учётом достижений
отечественной педагогики и психологии, способствовать целенаправленному,
системному и доступному планированию работы по программе «Радуга», полагаясь на
рекомендации ее авторов. В пособии представлены итоговая карта диагностического
обследования интеллектуального и речевого развития детей средней группы,
перспективный план воспитательно-образовательной работы с детьми (на учебный
год) по следующим разделам: «Учусь говорить», «Познавательное развитие»,
«Математика и логика для дошкольников», «Изобразительная деятельность»,
«Конструирование и ручной труд». Определены условия создания развивающей среды
по всем видам деятельности.
Примерное
планирование занятий по развитию речи, познавательному развитию, математике,
изобразительной деятельности, конструированию и рукоделию, предлагаемое в
пособии, рассчитано не на формальное применение; руководствуясь им, каждый
воспитатель имеет потенциальную возможность развить собственные способности к
педагогическому творчеству. При проведении занятий следует стремиться не
«проходить программу», а добиваться её усвоения (после проведения каждого
занятия необходимо трезво оценить полученные результаты и в зависимости от них
планировать последующую работу).
Рекомендуем
знания, умения и навыки детей рассматривать не как цель, а как средство
полноценного развития личности ребёнка.
Распределение
тематики занятий по неделям достаточно условно, его не обязательно соблюдать
буквально. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту
и интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется
разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой
педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, планируют по своему
усмотрению.
Для
удобства нахождения источника, в котором предлагается тот или иной материал, в
конце каждого раздела помещен список рекомендуемой литературы, где под
определенным номером перечислены все источники. Этот номер является отправным в
ссылке на литературу с указанием страницы того или иного источника.
Известные
психологи (в частности Д. П. Эльконин) тонко подметили, что ребёнок обязательно
должен быть какое-то время предоставлен самому себе и в рамках свободной
самостоятельной деятельности осуществлять свободный выбор между игрой и
продуктивными видами деятельности, отдавать чему-то предпочтение или
разнообразить свои привязанности. Только при таких условиях становится
возможным решение задач, связанных с развитием ребёнка и подготовкой его к
жизни и школе.
Развитие
детей невозможно осуществить только на занятиях. Колоссальное значение в
развитии ребёнка имеют правильно спланированные мероприятия вне занятий – в
повседневной жизни детей. Известно, что в работе специалистов дошкольного
воспитания возникает много трудностей, которые в первую очередь связаны с
планированием занятий и организацией свободной самостоятельной деятельности
детей. Предлагаемое пособие направлено на оказание методической помощи в этом
направлении. Планируя свою работу, педагог имеет возможность проанализировать
свою деятельность, увидеть ее результаты и наметить планы на будущее.
Перспективное планирование, следуя ориентирам программы «Радуга» и реализуя
поставленные в ней задачи, помогает определить, что могут и хотят познавать
дети конкретного дошкольного возраста; как они познают мир; что должны делать
взрослые, чтобы помочь им.
|